Рассказы о песнях
Песенка Шута
Отличное пение Владимира Трошина было отмечено ещё в период его обучения в Школе-студии МХАТа. Когда же, окончив с отличием эту школу, молодой актёр начал профессиональную деятельность на основной сцене ведущего драматического театра страны, режиссёры специально для ролей Трошина вставляли песенные номера.
Тоже происходило и при многочисленных приглашениях для участия в радиоспектаклях.
Особенно много пел Трошин в спектакле МХАТ "Двенадцатая ночь" по пьесе Шекспира, играя роль шута Фесте. Песни и куплеты для этого спектакля на стихи Павла Антокольского сочинил дебютирующий в театральной музыке Эдуард Колмановский. Одна из этих песен вышла далеко за пределы спектакля, получив самостоятельную жизнь.
Именно с этой песней дебютировал певец Трошин, сразу же добившись признания в новом для себя амплуа.
Подмосковные вечера
В 1956 г. Владимира Трошина пригласили, чтобы исполнить 2 песни для документального фильма о I Спартакиаде народов СССР. При прослушивании дублей для выбора лучшего варианта. Записи прослушали, а магнитофон остался включённым и с плёнки зазвучала посторонняя, не предназначенная для фильма песня - "Не слышны в саду даже шорохи...". Пел поставленный оперный баритон.
- "Что это?" - спросил Трошин у композитора Соловьёва-Седого.
- "Это в корзину. Неудавшаяся песня".
- "Как? Мне кажется, если её исполнить по другому, то это может быть интересной песней. Что-то в ней есть".
- "Нет!" - возмутился Соловьёв-Седой, - "В Ленинграде уж 2-3 года её пытались петь. Ни у кого не получилось."
Тогда Трошин обратился к автору стихов Матусовскому, но и тут не нашёл поддержки, к тому же поэт высказал и своё недовольство стихами:
- "Ну, что это - песня слышится и не слышется, речка движется и не движется... Не получилась у нас песня".
- "Ну, дайте мне текст" - попросил Трошин, - "А я напою Василию Павловичу, как я считаю нужным".
Напел. И поразил композитора точной и интересной трактовкой. Было решено песню для фильма записать.
Через 3 месяца Владимир Константинович смотрит фильм и слышит эту песню на третьем плане, в качестве фона молодёжного общения да ещё в сильно урезанном виде. Казалось, песня погибла так и не родившись.
Однако, по установленным правилам тех лет, песни, звучащие в фильмах, записывали в фонды Радио и через две недели Владимир Трошин получил приглашение для записи всё тех же двух песен, для исполнения которых его пригласили участвовать в создании фильма.
- «С одним условием. Надо записать и третью песню из фильма».
- «Какую песню? Разве она там есть?»
Нашли. И наконец-то повезло. Песня попала на обработку к Виктору Николаевичу Кнушевицкому, который, как и Владимир Константинович, воспринял её красоту.
Так появилась запись, возможно, лучшей песни ХХ века, началось её триумфальное шествие по планете.
Достаточно вспомнить случай, когда Соловьёв-Седой, совершавший поездку по Италии в поисках новых мелодий, первое, что услышал, было исполнение безызвестным гондольером тех же «Подмосковных вечеров».
Тишина
Более 40 песен Колмановского были в репертуаре Владимира Трошина, именно с исполнения его сочинений началось восхождение певца на эстраду.
Но особенно популярной на долгие годы стала песня на стихи В.Орлова «Тишина». Исполнял её Владимир Константинович в мужественной и сдержанной манере, грусть этой песни передавала глубину и искренность чувств героя, его силу и стойкость, не было сомнения, что он найдёт свою любовь, скажет это самое «прости» и выстраданное счастье не обойдёт его судьбу.
Однако популярность этой песни неожиданно обернулась против певца. Песня очень приглянулась многим ведущим солисткам эстрады. И уж они довели эту грусть до крайних степеней отчаяния и безысходности. Тут уж не смог не отреагировать Центральный Комитет всем известной партии. Газета «Правда» напечатала разгромную статью, где песня «Тишина» предстала «упаднической», «пессимистичной» и даже «несоветской». За одно досталось и песне «Ландыши».
В то время такие статьи могли на годы лишить певца аудитории, записей, эфира.
Но это был Владимир Трошин! А без него, его песен страна себя тогда не могла представить.
Старый романс
Известность Владимира Трошина стала всенародной. Ежедневно артист получал сотни писем… И вот одно из них пришло от самого «Короля танго» Оскара Строка, который писал, что в лице Владимира Константиновича он нашёл своего нового, так необходимого ему исполнителя. Что он, Оскар Строк, обязательно приедет в Москву и найдёт Трошина.
Так всё и случилось. А перед встречей с Трошиным Строк был принят Министром культуры Е.А.Фурцевой, у которой, покорив её своими произведениями, добился права произвести звукозапись своих песен с привлечением любых исполнителей.
Но что значит «любых», когда есть Владимир Трошин!?.
И встреча певца с маэстро состоялась. И были записи, и была пластинка.
А ещё Оскар Давыдович написал специально для Трошина на стихи Виктора Бокова прекрасную песню-танго «Старый романс».